Ответ на угадайку о подводном фильме (с бэкстейджами).
Фильм снят так: я полгода сидел на даче на карантине и экспериментировал. У меня были: лес и берег Ладожского озера. Весной снимал на дрон пейзажи. А летом полез в воду.
Снимал прибой в рапиде, потом затеял приделать камеру (Lumix GH5) к телескопу, для чего пришлось сгонять в город за переходником. Недели две ловил восходы/закаты, потом решил попробовать и в макро. Сгонял в город и арендовал Laowa 24mm. Конец его "хобота" можно погружать в воду.
Так получились кадры с пузырями на водорослях. Именно в этот момент и зародилась идея объединить съёмки в фильм о зарождении жизни.
Пару раз чуть не утопив всю систему (привет, конденсат), я понял, что нужна подводная камера. Да ещё и снимающая в рапиде, на широкий угол и желательно макро.
Пришлось раскошелиться на GoPro HERO7, селфи-палку и макро-линзу для дайверов.
Решил ловить кадры, передающие мои ощущения от погружения под воду. Чтобы нырять поглубже, использовал моноласту. До этого я два года тренировался с ней плавать и вообще увлёкся фридайвингом.
Хорошим бонусом стали подводные наушники, музыка очень помогает созерцательно настроиться. Часами зависал под водой, иногда сильно мёрз (без гидрокостюма).
Со временем прикрутил к селфи-палке баллончик для чистки техники, от которого провёл трубку к камере, чтобы одним нажатием кнопки выпускать прямо перед ней пузыри.
Для съёмки головастиков провёл от смартфона к GoPro обычный коаксиальный кабель (антенный), так она смогла передавать плейбек по wi-fi из-под воды. (Спасибо интернету за лайфхак.) Правда, при записи в 240 fps камера трансляцию проводить всё равно отказывалась - пришлось снимать вслепую.
Каждый день ходил на восходы и закаты в поисках игры света на воде и под водой. Экспериментировал с брызгами, каплями и даже петардами (в монтаж не вошли).
Осенью удалось добраться до Чёрного моря, где (внезапно!) нашёлся пляж с чистой водой. Привязывал к селфи-палке камень, бросал на дно, плавал вокруг, грелся))
В итоге накопилось двое суток материала, в котором надо было найти нарратив. Тут пригодилось режиссёрское образование, подключил художественный вкус. Брал только те кадры, где объект перестаёт быть просто физическим объектом, а превращается в метафору, оживает, приобретает характер...
Это, пожалуй, самая сложная часть работы над фильмом. Я вырезал очень много классных кадров, которые демонстрируют мои операторские навыки (или способности по выдуванию пузырей воздуха колечками), но не работают на сюжет.
Я их ещё отдельно выложу в инстаграме, чтобы не пропадали. В дело пошли только кадры лаконичные, залипательные, очищенные от лишнего. Эта простота и придаёт им символичность и схожесть с 3D-анимацией.
Например, в первом кадре с мыльным пузырём нет ничего, кроме воды и пузыря. Но зритель не может сразу понять, что это мыльный пузырь. Потому что вода через бесконечность переходит в небо, потому что нет теней, нет бликов, нет радужных разводов, нет облаков и т.д. А мелкие насекомые воспринимаются птицами, от чего сбивается масштаб и пузырь кажется ещё более былинным. Переснять такой кадр невозможно, его можно только найти из тысячи других кадров с пузырями. Так же и со всеми остальными.
В черновом монтаже фильму не хватало начала - с зарождением вселенной. Поехал на дачу, развёл костер, стал снимать искры. Вот и кадр с "большим взрывом".
Уже зимой удалось подснять снегопад в контровом свете солнца прямо из окна городской квартиры - вот и подложка под начальные титры.
Для создания музыки устроил конкурс среди композиторов. Среди референсов - "Космическая одиссея 2001", "Койянискааци", "Пепел и снег". С тестовым заданием лучше всего справилась Настя Феоктистова из Петербурга. Это был её первый опыт работы над саундтреком, несколько раз ей пришлось из-за моих капризов всё переписывать с нуля. Но в итоге музыка не перетягивает внимание на себя и хорошо подчёркивает материал, звучит профессионально. Фильм стал восприниматься прям серьёзно и цельно.
Цветокоррекцию почти не делал, ибо битрейт съёмки оставляет желать лучшего. Но я не фанат качества, всё равно 99% зрителей смотрят с телефонов. Для меня крутость кадра определяется содержанием.
Напутствие коллегам-одиночкам: наше преимущество - в неограниченном времени и свободе импровизации. Это роскошь, недоступная продакшнам! Цените её!
Там, где у профессионала сжатая смена и рамки сценария, у нас - поле для творчества. Главное найти то, что вас будет удивлять, и делиться этим удивлением с другими. Не надо ставить целью своими работами демонстрировать навыки.
Навыками сейчас никого не удивишь и не переплюнешь! Транслируйте свой вкус! Если у вас есть вкус, но нет навыков - вы запорете хорошую идею. Но если у вас есть навыки, но нет вкуса - вы хорошо снимете хрень. (Для коммерции, правда, важнее последнее, но я - за творчество))